РРЦ РАС
08 декабря 2020 года в 11.00 состоится вебинар, организованный Региональным ресурсным центром психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и других расстройств психического развития и социального взаимодействия, на тему:
"Тьюторское сопровождение при обучении детей с РАС".
Принять участие в вебинаре можно перейдя по ссылке:
https://us04web.zoom.us/j/73497024604?pwd=NVRad2pJbUU3bzdxVGc1alhSbzM3Zz09
*****
8 ноября 2019 года в РРЦ РАС прошёл региональный семинар на тему: «Современные подходы логопедической работы с детьми с РАС». Семинар посетили учителя-логопеды и учителя-дефектологи из 14 районов Ленинградской области.
В рамках семинара рассматривались основы психотерапевтических подходов, которые может использовать логопед в своей работе с детьми с РАС: эмоционально-смысловой подход, арт-терапия, прикладной анализ поведения. Также присутствующим были представлены примеры практической работы логопеда РРЦ.
*****
24 октября 2019 года руководитель РРЦ РАС Солодовник М.А. приняла участие в круглом столе на тему «Ключевые факторы развития региональных систем сопровождения детей с РАС», проведённому в рамках V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность».
Основные вопросы, рассматриваемые на круглом столе:
1. Способы организации конструктивного сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и родительскими НКО.
2. Построение сетевого взаимодействия региональных ресурсных центров с организациями, нуждающимися в ресурсной поддержке.
3. Региональный мониторинг создания специальных образовательных условий для обучающихся с РАС: индикаторы качества.
Передовой опыт в развитии региональных систем сопровождения детей с РАС представили Борисова Галина Николаевна (Ульяновская область), Седых Ольга Анатольевна и Смирнова Татьяна Вячеславовна (Волгоградская область), Недорезова Ольга Владимировна (Воронежская область).
*****
В рамках работы Регионального ресурсного центра комплексного сопровождения детей с РАС 28 сентября прошел семинар по обучению детей с РАС и другими эмоционально-волевыми нарушениями распознаванию и выражению эмоций. В семинаре приняли участие специалисты со всей Ленинградской области, а также родители детей с РАС.
Авторы программы «Потому что эмоции» Меснянкина К. К. и Сарелайнен А. И. рассказали, что работа по данной методике может проводиться не только специалистами психолого-педагогического профиля, но и родителями в домашних условиях. Главными критериями отбора детей для работы являются возраст (с 6 до 18 лет), тяжесть аутистических проявлений (2-4 группа аутизма по классификации Никольской О.С.), отсутствие множественных нарушений развития. Работа может проводится с детьми с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости, при этом она будет пролонгирована во времени и эффективность снижена.
Отличительными особенностями методики заключаются формирование следующих навыков:
- смотреть на значимые для распознавания эмоций части лица,
- идентифицировать базовые эмоции,
- выражать эти эмоции мимикой,
- распознавать эмоции на разных лицах.
Данные навыки являются ключевыми для развития эмоциональной сферы, от них зависит глубина и легкость освоения коммуникативных и социальных компетенций.
В рамках семинара авторы представили свой опыт работы по использованию данной методики, а также опыт зарубежных специалистов по развитию эмоциональной сферы у детей с РАС.
В практической части семинара педагогам и родителям было предложено ознакомится с двумя вариантами методики: комплектом карточек и мобильным приложением “Эмоции. Аутизм”.
Стоит отметить, что в нашем центре данной методике обучено 4 специалиста и она активно применяется нашими специалистами в рамках адаптированной дополнительной образовательной общеразвивающей программы.
Мы выражаем благодарность волонтерам из филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, которые обеспечили присмотр и досуг для детей родителей приехавших на семинар, а также благотворительному фонду «Ольга» за содействие при организации семинара.
*****
23 мая 2019 года кафедрой специальной педагогики ГАОУ ДПО «ЛОИРО» совместно с Региональным ресурсным центром психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и других расстройств психического развития и социального взаимодействия проведен вебинар по проблемам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Ведущими вебинара стали Богданова А.А., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и Кондратьева Н. А., старший методист Регионального ресурсного центра психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и другими расстройствами психического развития и социального взаимодействия.
В ходе вебинара обсуждались актуальные вопросы медицинской диагностики расстройств аутистического спектра у детей, организации психолого-педагогической и реабилитационной помощи, разработки и реализации адаптированных образовательных программ школьного и дошкольного образования в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с РАС.
В вебинаре приняли участие представители дошкольных и школьных образовательных организаций Ленинградской области, в том числе представители администрации, учителя, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, а также родители – всего 80 подключений.
Вебинар по вопросам комплексного сопровождения детей с РАС можно посмотреть в записи по ссылке: http://m.mirapolis.ru/m/miravr/7933607333
*****
Проект в формате VR "Механика Аутизма" - первый из серии историй в формате виртуальной и дополненной реальности, подготовленных журналистами РИА Новости.
Если вы хотите не только понять, как человек с аутизмом чувствует мир, но и ощутить это на себе, скачайте наше мобильное VR-приложение «Механика аутизма. Почему они так реагируют?» в AppStore и Google Play и примерьте на себя роль человека с РАС.
Подробнее можно ознакомиться на сайте: https://ria.ru/interactive/20181108/1532191512.html
*****
18-19 октября 2018 года специалисты РРЦ ГБУДО «ЛО ППМПС-центр» приняли участие во Всероссийском форуме с международным участием «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с ранним детским аутизмом», организованном на базе Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина.
С приветственным словом к участникам Форума выступил директор ГБУДО "Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" Алексеева Анастасия Юрьевна.
На пленарном заседании выступила Солодовник Мария Анатольевна, заведующая Региональным ресурсным центром психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ГБУДО «Ленинградского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» с докладом "Организация деятельности Регионального ресурсного центра психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и других расстройств психического развития и социального взаимодействия".
Подробнее с проведенным мероприятием можно ознакомиться на сайте ЛГУ имени А.С.Пушкина: http://lengu.ru/news/psihologopedagogicheskaya-i-medikosotsial-naya-pomoshch-detyam-s-rannim-detskim-autizmom
Запись конференции размещена на сайте: https://www.youtube.com/watch?v=7lNaN0AZclI
*****
2 и 3 июня 2018 года специалисты РРЦ ГБУДО «ЛО ППМПС-центр» приняли участие в семинаре-практикуме "ADOS и другие методики диагностики расстройств аутистического спектра" на базе Института раннего вмешательства
В ходе двухдневного обучающего семинара они ознакомились с обзором методик диагностики расстройств аутистического спектра, таких как ADI-R, SCQ, CASD. Особое внимание было уделено методике ADOS -2 (Autism Diagnostic Observation Schedule), которая является стандартизированной методикой, входящей в “золотой стандарт” диагностики расстройства аутистического спектра, и позволяет диагностировать аутистические проявления при широком спектре расстройств развития. Благодаря стандартизированным и шкалированным материалам, ADOS предоставляет данные о спектре расстройств, относящимся к аутизму, независимо от уровня развития речи.
Ведущий: Александр Борисович Сорокин – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Центра нейробиологической диагностики наследственных психических заболеваний детей и подростков, ведущий эксперт Giunti O.S., автор рускоязычных адаптаций методик ADOS, ADI-R, SCQ, CASD. Прошел обучение в Центре аутизма и развития мозга (директор – автор ADOS Кэтрин Лорд).
*****
1 июня 2018 года на базе государственного бюджетного учреждения «Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» прошла рабочая встреча по вопросам развития межведомственной системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ленинградской области.
В работе приняли участие специалисты комитета общего и профессионального образования, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС и представители Регионального ресурсного центра, специалисты «Ленинградского областного института развития образования», «Ленинградского областного психоневрологического диспансера», «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» и представители благотворительного фонда «Ольга».
Основные темы, которые обсуждались на встрече:
- Реализация и развитие комплексного непрерывного сопровождения детей с РАС в системах образования, здравоохранения и социальной защиты населения Ленинградской области.
- Современные мировые тенденции сопровождения детей с РАС.
- Организация деятельности по повышению квалификации педагогов и других специалистов, работающих с детьми с РАС, в том числе волонтёров.
- Диагностика и раннее выявление детей с РАС.
- Использование ресурсов НКО в системе сопровождения детей с РАС, координация волонтёрского движения.
После обсуждения участники встречи имели возможность посетить коррекционно-развивающие занятия с детьми и посмотреть помещения, где проходят обследования детей педагогами и психологами и осмотр врачами.
*****
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета 22 – 23 мая 2018 года в городе Екатеринбурге провел Всероссийский научно-практический семинар на тему «Межведомственное и сетевое взаимодействие при организации комплексной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра», который посетили специалисты РРЦ РАС.
Организаторы семинара:
- Министерство образования и науки Российской федерации
- Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
- Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) МГППУ
- Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр» (Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей
с расстройствами аутистического спектра).Цель семинара: трансляция регионального опыта межведомственного и сетевого взаимодействия при организации комплексной помощи лицам с РАС.
Тематика обсуждаемых вопросов:
- Нормативно-правовые основы межведомственного и сетевого взаимодействия при организации комплексной помощи лицам с РАС.
- Организация деятельности межведомственной рабочей группы по организации комплексной помощи лицам с РАС.
- Роль Региональных ресурсных центров в развитии межведомственного и сетевого взаимодействия при организации комплексной помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим.
- Участие НКО в развитии системы комплексной помощи лицам с РАС.
- Взаимодействие врачебных комиссий, психолого-медико-педагогичеких комиссий, медико-социальных экспертиз как ключевых участников при организации сопровождения детей с РАС.
- Межведомственный опыт организации комплексной помощи лицам с РАС в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта.
Подробнее с проведенным мероприятием можно ознакомиться на сайте ФРЦ: https://autism-frc.ru/articles/418-vserossiyskiy-seminar-mezhvedomstvennoe-i-setevoe-vzaimodeystvie-pri-organizatsii-kompleksnoy-pomoschi-litsam-s-ras-g-ekaterinburg-22-23-maya-2018
*****
В целях организации системы комплексной помощи детям с РАС в регионах РФ, специалистами ФРЦ созданы методические рекомендации и пособия для специалистов, обеспечивающих оказание комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим, адресованные всем категориям педагогических работников образовательных организаций системы общего образования, обучающих детей с РАС. Ознакомиться с программно-методическим обеспечением ФРЦ можно перейдя по ссылке: https://autism-frc.ru/topics/4/programmno-metodicheskoe-obespechenie
С научной литературой, собранной ФРЦ по вопросам аутизма можно на сайте: https://autism-frc.ru/topics/27/library
*****
19-20 мая 2018 года специалисты РРЦ посетили практический семинар по использованию АДК в игре и повседневной жизни «Альтернативная и дополнительная коммуникация: создание социальных историй и адаптация игры».
На семинаре специалисты узнали чем полезны социальные истории, нужен ли ребенку с нарушениями коммуникативный паспорт, как придумать веселую игру, чтобы мотивировать ребенка выполнять физические упражнения, с чего начать коммуникативную книгу.В ходе семинара специалисты создавали необходимые именно ему социальные истории с использованием программы Boardmaker, сделали коммуникативный паспорт ребенка для образовательных и медицинских учреждений, придумали и унесли с собой готовую, созданную своими руками игру и разобрались, как создавать коммуникативную книгу. С фотоотчетом о семинаре по АДК: социальные истории и адаптация игры можно ознакомиться перейдя по ссылке https://physrehab.ru/fotootchet-o-seminare-po-adk-0518/
*****
13 ноября 2017 года в Ленинградской области был проведен первый вебинар для родителей и специалистов, работающих с детьми с детским аутизмом. В рамках вебинара выступил главный внештатный детский специалист-психиатр Минздрава в Северо-Западном Федеральном округе, доктор медицинских наук, профессор Макаров Игорь Владимирович, также руководитель ресурсного областного центра рассказал о перспективах работы и возможностях Центра, заведующий кафедрой коррекционной педагогики Ленинградского областного института развития образования рассказала об особенностях организации обучения таких детей, а также был представлен опыт работы с детьми с детским аутизмом в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивангородский центр ранней помощи для детей с ОВЗ».
Ссылка на запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/1010762/
В 2018 году планируется создание и обеспечение деятельности регионального интернет-портала с размещением на нем актуальной информации в помощь специалистами родителям, занимающимся обучением и воспитанием детей и подростков с РАС в Ленинградской области.
Положение о Региональном ресурсном центре.
*****
1 сентября 2017 года, в рамках заключённого соглашения между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и Московским государственным психолого-педагогическим университетом в целях развития в Ленинградской области системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, в которых дети воспитываются, состоялось открытие Регионального ресурсного центра психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РРЦ).
СМИ о РРЦ: http://47channel.ru/video_clip/115155/
Анонсирование деятельности РРЦ прошло в рамках августовского областного педагогического совета 2017 года.
РРЦ является структурным подразделением ГБУДО «ЛО ППМПС-центр», который более 25 лет специализируется на оказании комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.
Основная цель РРЦ – развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ленинградской области.
Основные направления деятельности Регионального ресурсного центра:
- Разработка программно-методического обеспечения региональной системы комплексной помощи детям с РАС.
- Сопровождение деятельности организаций и специалистов.
- Консультационно-диагностическая деятельность.
- Организация индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям с РАС.
- Апробация основных моделей сопровождения детей с РАС.
- Информирование и просвещение специалистов и родителей.
- Создание банка данных по детям с РАС в регионе.
- Проведение мониторингов.
- Формирование механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия.
- Развитие межрегиональных и международных связей.
- Реализация социально значимых проектов.
В 2017–2018 годах специалисты РРЦ ГБУДО «ЛО ППМПС-центр» прошли обучение по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра - https://autism-frc.ru/
В ноябре 2017 года на основании распоряжения Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области присвоен статус «Региональная инновационная площадка» для реализации региональной инновационной программы «Психолого-педагогическая коррекция и интеграция детей с расстройствами аутистического спектра» ГБУДО «ЛО ППМПС-центр».